385

Н. С. САРАФАНОВА

Идея равенства людей в сочинениях протопопа Аввакума

В системе общественно-религиозных взглядов протопопа Аввакума, одного из крупных представителей русской демократической литературы второй половины XVII в., значительное место занимает идея равенства всех людей.

В научной литературе последнего времени, посвященной Аввакуму, убеждения его характеризуются как крайне консервативные, считается, что «Аввакум всецело был выразителем отжившей традиции».1 В ряде же исторических исследований о движении старообрядчества XVII в. идеология этого движения (в том числе и взгляды Аввакума) признается реакционной, «потому что она не обостряла классового сознания трудящихся масс, а, наоборот, затемняла его и уводила в область религии».2

Изучение только одного момента миропонимания Аввакума — его учения о равенстве — убеждает в сложности и противоречивости его взглядов, позволяет установить демократические моменты в мировоззрении этого яркого и самобытного писателя, «бунтаря-протопопа», по выражению А. М. Горького.3

Обратимся к высказываниям Аввакума о равенстве и прежде всего к вопросу о том, какова была его аргументация.

Все люди — «рабы божии», считал он. «Не разсуждай о величестве сана своего, яко болярошна, — отрицайся мысли сея и оплюй ея... мы вси есмы раби небеснаго царя», — строго выговаривал Аввакум одной из своих верных учениц боярского происхождения — Анисье.4 С такими словами Аввакум обращался не только к своим последователям, но и к царским воеводам и даже к самому царю. «Господин убо есть над всеми царь, раб же со всеми есть божий», — дерзко, но «истинно» утверждал Аввакум в челобитной к Алексею Михайловичу.5

Все люди одинаково грешны, «шелудивы все».6 «Я оглашенной, ты оглашенная, — друг на друга не дивим, оба мы равны», — заключает Аввакум свои наставления старице Елене.7

Для Аввакума все православные — братия «по духу».8 Он велел помнить

386

своей пастве, что «един-де дух святый действуяй во всех, и в первых и в последних», он «назнаменует милосердие свое ко всем равно».9 Все — «богатии и убозии, мали и велици, смиренныя и нищия, сирыя и вдовицы» — для Аввакума «братия и чада моя о господе».10

Эти рассуждения Аввакума находятся в рамках чисто христианской аргументации равенства «перед богом всех людей как грешников и... детей божиих».11 Но Аввакум не ограничился лишь признанием равенства всех людей перед богом. Мысль его шла дальше: люди равны по самой своей природе.

Эта мысль отчетливо высказана в письме протопопа «некоему Афанасию», одному из поборников «старой веры»: «А Борис Афанасьевич еще ли троицу-ту страха ради не принял? Жури ему: боярин-де-су, одинова умереть, хотя бы, то-де, тебя... плетми теми и побили, ино бы не какая диковина, — не Христова бы кровь пролилас, человечья».12 Утверждая право каждого человека одинаково пользоваться благами природы, Аввакум писал: «Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде».13

В сознании Аввакума, мыслящего религию в тесном единстве с жизнью, объединялись оба аргумента: и одинаковое подчинение всех богу, и одинаковое право на блага природы. Воеводу Пашкова, например, Аввакум называет «братом по благодати», так как считает, что «едина купел всех нас породила, едина мати всем нам церковь, един покров — небо, едино светило — солнце».14 Особенно ярко эти мысли были выражены Аввакумом в послании к Ф. П. Морозовой. «Али ты нас тем лутчи, что боярыня? — иронически спрашивает он у своей «духовной дочери», богатой и родовитой боярыни. — Да единако нам бог распростре небо, еще же луна и солнце всем сияет равно, такожде земля, и воды, и вся прозябающая по повелению владычню служат тебе не болши и мне не менши».15

При исследовании этих высказываний Аввакума необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, в условиях строго иерархического общества, каким является общество феодальное, уже сама постановка вопроса о равенстве несла заряд огромной разрушительной силы, была опасной для феодализма, подрывала его устои. Во-вторых, оказывается, что требование равенства людей с аппеляцией к тем же самым евангельским текстам, к которым обращался Аввакум, было характерно для всех оппозиционных демократических учений средневековья, искавших в заветах раннего христианства ответ на вопрос об устройстве справедливого общества на земле. Так, Матвей Башкин, вольнодумец XVI в., главный укор крепостникам, держащим у себя холопов, «христовых рабов», видит в словах апостола о любви к ближнему, в том, что «Христос всех братиею нарицает».16 Из этой же евангельской заповеди выводит необходимость равенства всех людей и идеолог крестьянства Феодосий Косой.17 «Все людие

387

едино суть у бога», — считает он;18 «... аще кто наш разум имеет, то брат духовный и чадо есть».19

Нетрудно видеть, что доказательства Аввакумом равенства людей выходят за рамки обычных для средневековых ересей аргументов. Высказывая мысль о равенстве одного человека другому по самой природе людей, а не только потому, что все люди — «рабы божии», Аввакум выступал как человек нового времени. Однако для того, чтобы подойти к решению вопроса о значении в истории русской демократической мысли учения Аввакума о равенстве всех людей, необходимо учитывать различное содержание понятия равенства у Аввакума и вольнодумцев XVI в., те различные выводы, которые из него делались.

Матвей Башкин под влиянием мысли о братстве всех людей пришел к отрицанию института крепостничества, «изодрал» все кабальные записи на своих холопов. Феодосий Косой ратовал за отмену всех земских властей и «даней». Его проповедь равенства была отражением крестьянских требований равного распределения земли между теми, кто ее обрабатывает.20 Таким образом, идея равенства всех людей перед богом приводила Башкина и Косого к радикальным выводам социального характера, Аввакум же из этой идеи делал демократические выводы морально-религиозного порядка.

Дореволюционные исследователи рассматривали высказывания Аввакума о равенстве (в частности, его обращение к боярыне Морозовой) лишь как выражение аскетического настроения Аввакума, упрекающего боярыню за малое усердие в молитвах,21 видели в них лишь укор Морозовой за привычку «медок попивать».22

Действительно, в глубоко религиозном сознании Аввакума требование равенства, демократическое по своему существу, тесно переплеталось с требованиями христианского послушания, аскетического самоотречения. Очень часто поэтому в сочинениях Аввакума эти две, казалось бы, внутренне противоречивые идеи объединяются и звучат одновременно. Высказывания Аввакума о равенстве нередко встречаются именно там, где он обращается к «сильным мира сего» — к царю, к Пашкову, к родовитым боярыням, призывая их к смирению. Аввакум утверждал следующие принципы человеческих отношений: «Еже есть хощеши помилован быти — сам такожде милуй; хощеши почтень быти — почитай; хощеши ясти — иных корми; хощеши взять — иному давай. Се бо есть равенство».23 Но это только одна сторона его понимания равенства.

Признание духовного братства людей и равенства их по природе означало для Аввакума требование равного, справедливого суда, одинакового отношения к боярину и простолюдину. В одном из писем к Ф. П. Морозовой Аввакум утверждает свое право быть беспристрастным, судить и боярыню, и юродивого Федора, ссорящихся между собой, исходя из правды, а не из положения людей в феодальной иерархии. «Никак не по человеку стану судить. Хотя мне тысячу литр злата давай, не обольстишь», — заявляет он, намекая на постоянную денежную помощь, оказываемую

388

ему Морозовой.24 Требование обязательности для всех одних и тех же нравственных норм Аввакум распространял и на самого царя. Безбоязненное уравнение перед богом Алексея Михайловича со всеми его подданными («господин убо есть над всеми царь, раб же со всеми есть божий») давало Аввакуму моральное право судить царя и осуждать его поведение.

Другим значительным моментом в аввакумовском понятии равенства является его мысль о моральной ценности человека. «Доброродие, и слава века сего, и богатство — все ничтоже»,25 — считает Аввакум, «надобе попасть в небесное боярство»;26 оно же достигается не знатным рождением, а личным поведением, «праведной» жизнью, которая может поставить любого смертного выше царя. Так, в одном из своих видений сам Аввакум был награжден богом бо́льшими богатствами, чем те, которыми владел Алексей Михайлович: «Ты владеешь... одною Русскою землею, а мне сын божий покорил... и небо, и землю».27

Дальнейшее развитие Аввакумом учения о равенстве привело его к выводу, что в «божьем царстве», которое мыслилось им как царство справедливости, будет отнюдь не формальное равенство. Аввакум считал, что «в помиловании божии вси равни, и мали и велицы святии, а в почести даров разность и неравенство, кийждо противо труда своего и мзду приимет».28

Религиозная форма не может помешать увидеть во всех этих мыслях Аввакума выступления в защиту личных достоинств человека. Эти высказывания обнаруживают в нем никак не консерватора, а такого мыслителя, в миропонимании которого отразились новые веяния его эпохи, эпохи, когда началось выдвижение незнатных людей в противовес старым боярским родам, терявшим свое значение.

В свете этих мыслей видно, что обращение Аввакума к боярыне Морозовой имело более глубокий смысл, чем полагали А. К. Бороздин и Н. С. Тихонравов: Аввакум вложил в него свое демократическое понимание равенства людей, выразил требование равного отношения к простому человеку и боярину.

Провозглашая идею равенства, Аввакум был последователен: он выступил с проповедью отмены церковной иерархии. Энгельс указывал, что в древней христианской общине, знавшей только одно равенство для всех — «равенство первородного греха»,29 — «установление различия между священником и мирянином положило конец и этому зачатку христианского равенства».30 Аввакум же отрицал и это различие между священником и мирянином,31 признавая за мирянином право совершать церковные службы.

Интересно отметить, что в самом понимании равенства и в системе доказательств Аввакум стоит на тех же позициях, что и крупнейший украинский писатель демократического лагеря конца XVI — начала XVII в. Иван Вишенский.32 «А што ж ты болшей над других человек о собе розумееши

389

или что ты болше от других в собе вместити мнимаеши? — обращался Вишенский к дворянину-гордецу. — ... Не голова ли в тебе на том же местцю стоит, што и убогого?.. Не судом ли испытан будеши за житие века сего так же, яко и убогий?».33 Для Вишенского и простой «хлоп», «седелник» или «кожемяка», и епископ — братья, «ровные» во всем, «во единой купели крещения — верою и от единое матере-благодати» родившиеся.34 Истинным шляхтичем «веры нашее», утверждает он, является лишь тот, «который з неволе мирское к богу вырнет и совышше ся от духа святого породит»,35 «подвигом и верою делною»36 служит богу.

Совпадение многих мыслей Аввакума и Вишенского, сходная аргументация равенства людей у Аввакума и вольнодумцев Башкина и Косого объясняются их демократическим мировосприятием, характерным для всех них протестом против существующих отношений между людьми.

Мысль о равенстве людей возникла у Аввакума не случайно. Она явилась результатом неприятия Аввакумом многих несправедливостей русской жизни второй половины XVII в., его тесной связи с жизнью народа.

Судьба Аввакума была такова, что он все время оказывался в гуще народной жизни — среди крестьян села Григорова, жителей Лопатиц и Юрьевца-Повольского, среди казаков в экспедиции Пашкова, москвичей, жадно слушавших его проповеди в соборе Казанской богоматери. Аввакум общается даже со своими стражниками — стрельцами-«горюнами».

Страстность и фанатичность Аввакума в борьбе с «никонианством» не мешали ему понимать тяжелое положение народа. Его чрезвычайно конкретный и практический ум связывал воедино «отступление» от веры отцов и ухудшение жизни широких народных масс, наступившее после принятия Уложения 1649 г. «Темнозрачный век», «люто время» — так называет Аввакум современную ему эпоху. Всюду он слышит «слезы и рыдание». Горше всего приходится защитникам старой веры, у них «сугубая» печаль, но и все другие «равны» с ними по страданиям, стоны и плач слышны «во всех концех земли».37 В своих сочинениях Аввакум рассказывает о непосильных тяготах, которые ложатся на плечи трудового народа. «И без битья насилу человек дышит, — пишет он в «Житии», вспоминая даурскую экспедицию; а чуть что — палкой по лбу: не ходи, мужик, умри на работе!».38 Он рассказывает о произволе «начальных людей» и воевод, о неправедном суде: «земские ярышки друг друга не осужают», они «что им велят, то и творят».39

Все это вызывало горячее сочувствие Аввакума к «бедным горемыкам», возмущение несправедливостью. Глубоким убеждением Аввакума была мысль о том, что человеку «не токмо за изменение святых книг, но и за мирскую правду подобает... душа своя положить».40 Поиски «мирской правды» принесли много жизненных осложнений неугомонному протопопу, но именно они прочно объединили в его сознании понятие «христианства» с народом, а «никонианства» — с представителями государственной власти.

390

В тесной, органической связи Аввакума с жизнью народа — истоки демократизма его мировоззрения, его мыслей о равенстве.

Объявляя всех людей равными перед богом и по самой их природе, Аввакум высказывал одну из центральных антифеодальных идей своего времени, снимал «покров святости» с господствующих классов. Плебейское презрение к знатному происхождению, столь откровенно высказанное в письмах к Федосье Морозовой, «сестре» Анисье, вполне отвечало стихийным требованиям широких народных масс, ставших под знамена «старой веры», требовавших уравнения в правах с привилегированными классами общества.

О бунтарском значении идеи равенства в ту эпоху — эпоху городских восстаний и крестьянских волнений — свидетельствует и провозглашение ее в качестве одного из лозунгов восставшего народа в крестьянской войне под предводительством Степана Разина: «...той Стенько Разен поиде с тем намерением, чтоб ему притти во град в Москву... и учинить то, чтоб всяк всякому был равен», — сообщает один из хронографов начала XVIII в.41

Конечно, в выборе способа достижения равенства людей Аввакум и Разин расходились коренным образом. Для того чтобы «всяк всякому был равен», Разин хочет «всех князей и бояр и знатных людей... побить, искоренить всякое чиноначалие и власть»;42 все надежды Аввакума — на «праведный божий суд», на «райскую благодать». Так демократ и бунтарь вступает в резкое противоречие с проповедником кротости и аскетизма, призывающим побеждать «благим злое».

Однако морально-религиозные выводы Аввакума не снимали демократического характера его высказываний о равенстве. Его взгляды давали возможность народу делать самые широкие выводы. Этим и объясняется исключительная популярность Аввакума среди народных масс, для которых требование равенства было, по определению Энгельса, «стихийной реакцией против вопиющих социальных неравенств, против контраста между богатыми и бедными, между господами и крепостными, обжорами и голодающими».43

—————

Сноски

Сноски к стр. 385

1 Н. К. Гудзий. Протопоп Аввакум и его сочинения. — В кн.: История древней русской литературы, изд. 6-е. Учпедгиз, М., 1956, стр. 476.

2 Н. С. Чаев. Церковный раскол и Соловецкое восстание 1668—1676 гг. — В кн.: Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII век. М., 1955, стр. 320.

3 М. Горький, Соч., т. 29, М., 1955, стр. 246.

4 Памятники истории старообрядчества XVII в., кн. I, в. 1. Изд. АН СССР, Л., 1927 (РИБ, т. 39), стлб. 402. (В дальнейшем: Памятники).

5 Там же, стлб. 757.

6 Там же, стлб. 860.

7 Там же, стлб. 859.

8 Там же, стлб. 757.

Сноски к стр. 386

9 Памятники, стлб. 558.

10 Там же, стлб. 539.

11 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. Госполитиздат, 1950, стр. 323.

12 Памятники, стлб. 928—929.

13 Там же, стлб. 482.

14 Там же, стлб. 730.

15 Там же, стлб. 917.

16 Московские соборы на еретиков XVI века. Жалобница благовещенского попа Симеона. — ЧОИДР, 1847, кн. 3, стр. 22.

17 Р. Г. Лапшина. Феодосий Косой — идеолог крестьянства XVI в. — ТОДРЛ т. IX. М. — Л., 1953, стр. 247.

Сноски к стр. 387

18 Зиновий Отенский. Многословное послание. — ЧОИДР, 1880, кн. II, стр. XV.

19 Там же, стр. XVII.

20 Р. Г. Лапшина. Феодосий Косой..., стр. 248. См. также: Б. Н. Греков. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., кн. 2. Изд. АН СССР, М., 1954, стр. 222.

21 Н. С. Тихонравов, Соч., т. 2, М., 1898, стр. 18.

22 А. К. Бороздин. Протопоп Аввакум. СПб., 1900, стр. 153.

23 Памятники, стлб. 535.

Сноски к стр. 388

24 Памятники, стлб. 914.

25 Там же, стлб. 933—934.

26 Там же, стлб. 928.

27 Там же, стлб. 764.

28 Там же, стлб. 559.

29 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, стр. 97.

30 Там же, стр. 98.

31 Памятники, стлб. 421; см. также стлб. 831, 939—940.

32 В научной литературе уже указывалось на сходство многих высказываний Аввакума и Вишенского по разным вопросам, в том числе и по вопросу о равенстве людей (см.: И. П. Еремин. К истории русско-украинских связей в XVII в. — ТОДРЛ, т. IX, стр. 293—295).

Сноски к стр. 389

33 Иван Вишенский, Сочинения. Подготовка текста, статья и комментарии И. П. Еремина. Изд. АН СССР, М. — Л., 1955, стр. 42—43.

34 Там же стр. 68.

35 Там же, стр. 43.

36 Там же, стр. 68.

37 Памятники, стлб. 810.

38 Там же, стлб. 182; ср. также стлб. 26, 29, 682, 702, 726.

39 Там же, стлб. 859, 467.

40 Там же, стлб. 285.

Сноски к стр. 390

41 Москвитянин, 1847, № 7, стр. 169. (Ср. показание иностранного современника о речах С. Т. Разина: «...я пришел дать всем вам свободу и избавление, вы будете моими братьями и детьми»: Я. Стрейс. Три путешествия. ОГИЗ, 1935, стр. 204).

42 Там же.

43 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, стр. 100.